|
«Методическая копилка». |
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение -
детский сад с. Кировское Марксовского района Саратовской области
«Мир сенсорики для малышей»
Презентация «Развитие сенсорного восприятия детей в младшей разновозрастной группе детского сада с. Кировское»
.
Подготовила: Фёдорова Н.П.
Воспитатель 1 категории.
Описание содержания слайдов к презентации
Слайд 1 |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
с. Кировское.
«Мир сенсорики для малышей».
Презентация «Развитие сенсорного восприятия детей в младшей разновозрастной группе детского сада с. Кировское»
Подготовила: Фёдорова Надежда Павловна – воспитатель 1 категории.
|
Слайд 2 |
«Каждое движение ребёнка –
это еще одна складочка
в коре больших полушарий».
Мария Монтессори
Ранний возраст – это неповторимый и очень важный период в жизни ребенка, в это время складывается фундамент будущего полноценного развития личности.
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Я работаю с детьми раннего возраста уже более 30 лет. Малыши,
которые приходят к нам в группу, практически не умеют говорить или же
говорят на своём языке, порой просто не возможно разобрать что говорит ребенок. Исходя из этого, главная задача - научить ребёнка говорить. Давно известно, что речь малыша напрямую зависит от развития мелкой моторики. Чем более умелые и развитые пальчики у детей, тем они лучше говорят. Знакомясь с окружающим миром, дети познают свойства различных предметов, у них расширяется активный словарь, расширяется запас понимаемых слов. Особая важность сенсорного развития ребёнка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира - одна из важных задач развития малыша.
|
Слайд 3 |
Цели и задачи
Цель: создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей.
Задачи: - создать спокойную игровую среду для организации игр по сенсорному развитию детей;
- разработать методическое сопровождение к организации игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста;
- приобщить родителей к организации игр, в семье и детском саду.
|
Слайд 4 |
Средства сенсорного развития
Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование, игровая деятельность, т. к. играя ребенку легче запомнить.
Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослым в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.
Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.
Конструируя, ребенок учится различать не только внешнее качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).
Рисование, аппликация и лепка-виды деятельности, основное назначение которой-образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия-наблюдения. Изобразительная деятельность-это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.
|
Слайд 5 |
Разнообразная сенсорная среда
Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития. Задача взрослых — обеспечить богатство, разнообразие и изменчивость предметной среды, окружающей ребенка. Формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание.
|
Слайд 6 |
Сенсорный центр
Всем известно, что в раннем возрасте идет интенсивное развитие органов чувств ребенка, он постигает и узнает очень сложный мир окружающих его предметов
В группе необходимо иметь достаточное количество материала для познавательной деятельности и сенсорного развития: дидактический стол, матрешки, пирамидки, мозаика, кубики, мячи, мягкие модули, стол для свободного рисования, машинки и книжки с цветными картинками.
Необходимо создать центр для продуктивной деятельности детей, где в достаточном количестве и доступно для детей, размешены краски, карандаши, пластилин, столы для работы с различным материалом. Весь игровой и дидактический материал систематизированы по тематическому принципу и расположены так, что каждый ребенок может выбрать себе игрушку по желанию.
|
Слайд 7 |
Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних свойств предметов:
-эталоны цвета – семь цветов спектра;
- эталоны формы – геометрические фигуры;
- эталоны величины – метрическая система мер;
- эталоны вкусового восприятия – соленый кислый,
горький.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др.
Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.
|
Слайд 8 |
Знакомство малышей с эталонами цвета- семь цветов спектра.
|
Слайд 9 |
Знакомство малышей с эталонами формы – геометрические фигуры.
|
Слайд 10 |
Знакомство малышей с эталонами величины – метрическая система мер.
|
Слайд 11 |
Знакомство малышей с эталонами вкусового восприятия - соленый, кислый, горький.
|
Слайд 12 |
Мы играем и занимаемся
Развиваем мелкую моторику наших ручек.
Игра с песком – это доступный, подсказанный самой природой путь к развитию творческого начала каждого ребенка, самостоятельное мышление, развитие мелкой моторики.
|
Слайд 13 |
Авторская идея в моей педагогической практике
Дидактическая игра «Наряди матрёшку»
Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения. Совершенствовать тактильные ощущения и умение различать разные виды материала (картон, ткань, бумага). Развивать мелкую моторику рук. Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.
|
Слайд 14 |
Дидактический материал: 3 матрёшки с геометрическими рисунками-схемами, геометрические формы, геометрические фигуры. Презентация с использованием ИКТ.
Для изготовления данного пособия мне потребовалось: картон белого цвета, цветная клеящая и гофрированная бумага, ткань, ножницы, клей, шаблоны геометрических фигур.
Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.
|
Слайд 15 |
Роль родителей в сенсорном развитии детей
Родители – проводники детей в этом мире. Ведите своего карапуза по правильным дорожкам, и он обязательно достигнет вершин мироздания. Но только при вашем непосредственном участии!
Тесный контакт детского сада и семьи - необходимое условие правильного и своевременного развития ребёнка. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии.
В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Это в полной мере относится и к сенсорному воспитанию детей.
|
Слайд 16 |
Работа с родителями:
- Консультации;
- Родительские собрания;
- Семинары-практикумы;
- Тематические выставки;
- Совместные праздники и досуги.
|
Слайд 17 |
Разностороннее развитие ребенка невозможно без сенсорного воспитания. Целесообразно накопленный опыт нужно закреплять в повседневной жизни. Игровые упражнения на различие количества, цвета, величины, формы предметов, а также развитие пространственных ориентировок создают необходимую основу для успешного формирования познавательной деятельности на следующих возрастных этапах развития ребенка.
Ведь сенсорика поможет Научить детей всему: пирамидки собирать, цвет и форму различать, мозаику, пазлы собирать, посудкой в уголке играть, и наши ручки развивать.
|
Слайд 18 |
Список литературы:
1. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.,1988.
2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгтна, Н.Б.Венгер /Под ред. Л.А. Венгера: М.: Просвещение, 1988.
3. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольников // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М.,2001.
4. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2010.
5. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение,1981.
6. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1983.
|
Слайд 19 |
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! |
|
|
| | |